Возрастные особенности первоклассников

Эта статья будет полезна родителям и педагогам, которые работают с первоклассниками. Зная особенности данного возраста, взрослым проще понимать потребности ребенка и выстраивать свое взаимодействие с ним.

В этот период происходит существенное изменение привычного образа жизни.  Новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений. Ребенок, который привык много играть, двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко сокращается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно время, чтобы привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Для детей в этом возрасте это большой труд.

Возрастной период от шести до семи лет можно охарактеризовать повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

Для общей психологической характеристики этого периода полезно воспользоваться понятиями социальной ситуации развития и внутренней позиции.

Социальная ситуация развития относится к социальным условиям, в которых идет процесс психического развития ребенка. Также включает представление о месте, которое занимает ребенок  в обществе, в системе разделения труда, связанные с этими права и обязанности.

Внутренняя позиция школьника характеризует внутренний мир ребенка, те изменения,  которые в нем должны произойти для того, чтобы ребенок смог хорошо приспособиться к новым социальным ситуациям и использовать ее для своего дальнейшего психологического роста. Это новый уровень самосознания детей. Внутренняя позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. В сознании ребенка выделяется система норм, которым он следует всегда и везде.

Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребности, интересы и ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они также связаны с началом серьезных изменений личностного и межличностного плана в психологии ребенка.

Каждому ребёнку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

В данном возрасте ведущей деятельностью является учебная, но она определяет развитие игровой деятельности, трудовой ( появление новых обязанностей по дому), и общения.

У  шестилеток потребность в беседах на личные темы с взрослыми значительно больше, чем в возрасте семи лет. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глу­бокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь с взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на общение. Большую часть времени дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими людьми. Изменяется содержание общения.

Чтобы максимально использовать резервы, имеющиеся у детей для обучения в школе, необходимо:

1) научить ребенка учиться

2) научить их быть внимательным,усидчивым.

У учащихся должен быть сформирован и постоянно поддерживаться интерес к учебе.

Внимание в данном возрастном периоде становится произвольным, но не стоит сбрасывать со счетов непроизвольное внимание, которое на протяжении начальной школы порой довольно долго конкурирует с произвольным.

Переключение внимания помогает ученикам быстро переходить от одного вида деятельности к другому. Данный аспект можно использовать при наполнении занятий, и для поддержания интереса у детей.

Память продолжает развиваться, но носит механический характер. Поэтому в процесс обучения стоит включать приемы и упражнения для развития логической памяти..

Для развития мышления и речи, необходимо как можно чаще использовать речь ребенка при выполнении каких-либо заданий и упражнений.  Порой взрослые обращают внимание н а то, что ребенок рассуждает вслух. И это ОЧЕНЬ ВАЖНО! КОгда ребенок воспроизводит ход своих мыслей вслух, рассуждает, таким образом он формирует свою речь и мышление. Полезны упражнения, которые требуют практических действий, использование образов и понятий для достижения необходимого результата.

Память, внимание, мышление, речь  в совокупности определяют интеллектуальное развитие ребенка.

Таким образом, учитывая возрастные особенности первоклассников, социальную ситуацию развития, их особенности общения и развития, можно помочь ребенку быть успешным и максимально эффективно обучаться в школе!

С уважением, Алла Нагинайло.©

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Share this post for your friends:
Friend me:

Comments are closed.